Система управления документацией (правила документооборота) испытательной лаборатории

Опубликовано: 14.05.2017

Управление документацией является одной из обязательных документированных процедур системы менеджмента качества испытательных лабораторий (далее – ИЛ), установленных требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и Критериями аккредитации*.

Установленная в ИЛ процедура должна гарантировать, что:

-  документы, применяемые сотрудниками ИЛ, проверены и утверждены руководством ИЛ;

-  официальные издания соответствующих документов доступны на всех участках, где осуществляются основные операции, направленные на эффективную деятельность лаборатории;

-  документы периодически анализируются и при необходимости, пересматриваются, чтобы обеспечивать их постоянную пригодность и соответствие предъявляемым требованиям;

-  изменения в документах соответствующим образом отмечены, завизированы и датированы;

-  недействительные или устаревшие документы оперативно изымаются из всех мест выпуска или использования, либо другим образом предупреждается их непреднамеренное использование;

-  устаревшие документы, сохраняемые в юридических или информационных целях, соответствующим образом маркируются;

-  в испытательной лаборатории ведётся архив.

   В испытательной лаборатории управлению подвергаются все виды документации.

   Управление документацией – процесс, осуществляемый с целью обеспечения сотрудников и должностных лиц испытательной лаборатории необходимой актуализированной документацией для обеспечения качества осуществляемой деятельности.

Вся документация ИЛ может быть представлена в виде следующих групп:

1.   Документы, описывающие систему менеджмента качества.

Ведение документов системы менеджмента качества осуществляется, как правило, автоматизированным (компьютерным) способом. Документы хранятся и распространяются на бумажных и электронных носителях.

2. Фонд нормативной документации (международные, межгосударствен­ные, государственные и отраслевые стандарты, правила, положения и др.)

В данную группу документации ИЛ входят:

- нормативные документы, содержащие требования к продукции и методам  её испытаний (стандарты, регламенты (Гигиенические нормативы, перечни ПДК, ОБУВ и т.п.), технические условия);

- нормативные и организационно-методические документы по вопросам оценки соответствия, содержащие рекомендации, в том числе документы, содержащие информацию о том, как следует выполнять действия (инструкции).     

Под Фондом нормативной документации подразумеваются документы внешнего происхождения.

3. Записи.

К данной группе документов относятся документы, содержащие свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов.

Ответственность за актуализацию документации ИЛ, поддержание ее в рабочем состоянии, ведение делопроизводства и архива, своевременное доведение изменений в документации ИЛ несет ответственный за актуализацию нормативных документов.

Документы, описывающие систему менеджмента качества

Документально оформленная система менеджмента качества ИЛ состоит из следующих уровней документов:

Уровень 1. Руководство по качеству.

Уровень 2. Документированные процедуры системы качества.

Уровень 3. Рабочие и должностные инструкции.

Фонд нормативной документации

В ИЛ ведется фонд нормативной документации (далее - Фонд НД), содержащий:

- законодательные и нормативные правовые акты (Законы, Постановления Правительства, Госстандарта и других органов государственной власти) по вопросам оценки соответствия и качества продукции;

- нормативные и организационно-методические документы в области оценки соответствия и управления качеством, применяемые в Системе сертификации ГОСТ Р;

- международные стандарты и руководства ИСО, ИСО/МЭК и EN в области оценки соответствия и управления качеством;

- нормативные и технические документы, содержащие требования к продукции, методам испытаний и оценки качества продукции, включенной в область аккредитации ИЛ.

Записи

ИЛ обеспечивает сбор, регистрацию и хранение данных о качестве своей деятельности.

Данными о качестве деятельности ИЛ являются:

- отчеты о проведенных работах. В качестве отчетов выступают протоколы испытаний с комплектом документов, являющихся основанием для их выдачи;

- акты внутренних проверок системы качества;

- результаты проводимых ИЛ корректирующих и предупреждающих действий;

- жалобы (претензии) на результаты деятельности ИЛ и результаты их рассмотрения;

- акты о результатах аккредитации ИЛ и инспекционного контроля за ее деятельностью со стороны аккредитующего органа;

- данные об обучении и повышении квалификации сотрудников ИЛ;

- журналы;

- графики (Например: График поверки средств измерений, График аттестации испытательного оборудования, График проведения внутреннего контроля и т.д.);

- прочие виды учетно-регистрационной документации и данных используемых для анализа, составления отчетов, заявок и т.п.

   Хранение записей осуществляется как на бумажных, так и электронных носителях.

* «Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации», утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 мая 2014г. № 326 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 07.09.2016 № 570)

 

Ключевые слова:

документация лаборатории

Яндекс.Метрика