Внутрилабораторный контроль качества результатов испытаний. Межлабораторные сравнительные испытания.

Опубликовано: 11.04.2017

Критериями аккредитации испытательных лабораторий (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 мая 2014г. № 326 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 07.09.2016 №570)) установлено, что  Руководство по качеству испытательной лаборатории (далее – ИЛ) должно предусматривать такое требование системы менеджмента качества (далее – СМК), как наличие правил управления качеством результатов испытаний, в том числе правил планирования и анализа результатов контроля качества испытаний, которыми может быть предусмотрено проведение межлабораторных сличительных испытаний, использование стандартных образцов и (или) внутренний контроль качества с использованием стандартных образцов, проведение повторных испытаний.

Контроль качества результатов испытаний в ИЛ проводят с целью получения достоверной информации и подтверждения ее на основе соответствия показателей качества установленным требованиям, а также экспериментального подтверждения лабораториями своей технической компетентности.

Контроль качества результатов испытаний в ИЛ осуществляют в форме внутрилабораторного (внутреннего) контроля (далее – ВЛК) и путем проверки квалификации лаборатории посредством межлабораторных сличений (в форме внешнего контроля).

Контроль качества результатов испытаний базируется на основе информации, получаемой в процессе контрольных испытаний (определений), выполненных в соответствии с документацией (далее – НД на методы испытаний), в том числе с использованием средств контроля.

Документирование вышеуказанных правил целесообразно осуществлять в СМК ИЛ в виде инструкций, в которых прописаны ответственные лица, конкретные положения правил и алгоритмы действий.

При разработке инструкции по управлению качеством результатов испытаний в форме ВЛК необходимо:

1. Сформулировать цели и задачи контроля;

2. Определить порядок планирования, а также:

выбрать контролируемые характеристики;

выбрать алгоритмы и средства контроля;

назначить периодичность контроля;

рассчитать нормативы контроля.

3.  Определить правила проведения и привлечения персонала ИЛ к участию в ВЛК.

4. Установить форму регистрации результатов контроля;

5. Установить правила анализа результатов контроля качества результатов испытаний

Правильно организованная процедура ВЛК позволяет лаборатории постоянно контролировать и поддерживать качество проводимых испытаний и своевременно проводить корректирующие и предупреждающие мероприятия.

При разработке инструкции по управлению качеством результатов испытаний в форме внешнего контроля необходимо:

1. Сформулировать цели и задачи контроля;

2.  Определить порядок планирования участия в МСИ, в том числе включить:

- анализ экономической составляющей лаборатории;

- возможности лаборатории проведения внутрилабораторного контроля (ВЛК) для конкретных методов (методик) измерения;

- результаты внутренних аудитов и ВЛК.

3.  Определить правила актуализации плана участия в МСИ.

4. Определить порядок проведения испытаний и установлены формы регистрации результатов.

5. Установить правила анализа результатов контроля качества результатов испытаний.

В связи с введением нового пункта (п. 23.11.1) в критерии, предъявляемые к компетентности испытательных лабораторий необходимо предусмотреть периодичность составления плана-графика участия ИЛ в МСИ, случаи его корректировки (актуализации) и корректирующих мероприятий, проводимых при возникновении отклонений в работе по установленному плану, а также в случае получения неудовлетворительных результатов по итогам участия лаборатории в МСИ.

Поводом для пересмотра утвержденного плана может служить:

- актуализация области аккредитации лаборатории (ее расширение);

- изменение состава работников, выполняющих исследования;

- модернизация парка средств измерения;

- неудовлетворительные результаты по итогам участия лаборатории в предыдущих этапах межлабораторных сравнительных испытаний;

- неудовлетворительные результаты внутрилаборатоного контроля качества;

- претензии заказчиков.

Необходимо отметить, что составление плана участия лаборатории в МСИ, его актуализация и проводимые корректирующие мероприятия имеют цикличную схему, которая, в итоге, должна приводить росту качества предоставляемых лабораторией услуг и повышению уровня доверия со стороны заказчиков.

 

Ключевые слова:

внутрилабораторный контроль качества результатов испытаний

Яндекс.Метрика